С момента появления на свет и до 18 месяцев малыш испытывает 10 кризисов развития, так же их еще называют скачками.
Содержание
- Кризис развития (скачки роста) -что это такое?
- На каком этапе развития происходят кризисы (скачки) и в чем проявляются?
- 1 скачок: новые ощущения — 1–2 месяца (5я неделя)
- 2 скачок : узоры — 2 месяца (8-9 неделя)
- 3 скачок: осознание перемен — 2,5-3 месяца (12 неделя)
- 4 скачок: освоение пространства — 4-5 месяцев (19 неделя)
- 5 скачок: осознание дистанции — 5–6 месяцев (23-26 неделя)
- 6 скачок: понимание категорий — 8–9 месяцев (34-37 неделя)
- 7 скачок: конструирование и последовательность — 10 -11 месяцев (42-46 неделя)
- 8 скачок: планирование и цели — 12 месяцев (51-55 неделя)
- 9 скачок: абстракции и принципы — 14 месяцев (60-64 неделя)
- 10 скачок: системы и управление — 18 месяцев (71-75 неделя)
- Что делать маме и папе?
Кризис развития (скачки роста) -что это такое?
Кризисами или скачками развития называют этапы в жизни младенца, когда происходит физиологические и психологические изменения организма.
Младенец меняется буквально молниеносно — увеличивается размер детеныша, появляются новые умения.
Ребенок стремительно узнает мир и , конечно, его ЦНС (центральная нервная система) перегружается. Включаются защитные механизмы и грудничок начинает капризничать
На каком этапе развития происходят кризисы (скачки) и в чем проявляются?
Ниже представлен календарь развития.
Глядя на него вы определите наступление кризиса (скачка) в жизни малыша.

1 скачок: новые ощущения — 1–2 месяца (5я неделя)
Первый кризис начинается на 5 неделе . В этот период грудничок переживает стресс — малышу было комфортно в мамином животике, откуда его достали в холодный и неизвестный мир..
На этом этапе идет активное изменение нервной системы младенца и органов чувств.
Грудничок становится капризным — нуждается в постоянном присутствии матери.
2 скачок : узоры — 2 месяца (8-9 неделя)
Второй кризис происходит на 8- неделе. На данном этапе ребенок энергично познает мир и впитывает информацию.
Психика малыша не может справиться с огромным количеством новшеств. Происходит психоэмоциональная перегрузка организма , отсюда частые капризы малыша.
- На этом этапе малыш:
- Голова становится крупнее.
- С интересом изучает себя — свои ручки, ножки…
- Часто плачет, канючит
- Плохо спит
- Меняется аппетит — может плохо есть, а может наоборот — много
3 скачок: осознание перемен — 2,5-3 месяца (12 неделя)
В этот период ребенок получает новые знания. Он пытается переворачиваться, менять свое положение
Малыш активно «разговаривает» — гулит, лопочетуки. Ребенку дается этот этап непросто, начинаются капризы:
- настаивает на внимании к своей персоне;
- дичится сторонних людей;
- много плачет;
- плохо спит.
4 скачок: освоение пространства — 4-5 месяцев (19 неделя)
На 19-ой неделе идут огромные изменения:
- Ребенок отлично держит головку, крутит ею.
- Пытается ползти
- Умеет переворачиваться на животик и обратно на спинку
- Узнает близких людей, улыбается им
- У грудничка появляются симпатии к определенным игрушкам
- Уверенно держит вещи
- Прислушивается к словам, разговорам.
У каждого малыша эти процессы происходят индивидуально.
5 скачок: осознание дистанции — 5–6 месяцев (23-26 неделя)
На 5 кризисном этапе малыш начинает ползать и его навыки увеличиваются.
Какие признаки вы можете увидеть:
- Грудничок отказывается спать днем
- постоянно ищет маму глазами и плачет при чужих людях
- меняется аппетит (растет или пропадает)
6 скачок: понимание категорий — 8–9 месяцев (34-37 неделя)
На данном этапе моторика ребенка выходит на новую ступень — он берет предметы, рассматривает их, наблюдает, пробует на вкус.
Капризы подобны предыдущим — требует,чтобы вы были постоянно с ним, любая мелочь вызывает истерику, плохо засыпает, увеличивается или уменьшается аппетит
7 скачок: конструирование и последовательность — 10 -11 месяцев (42-46 неделя)
На этом этапе малыш начинает ходить. Его умения увеличиваются в геометрической прогрессии.
Кризис проявляется в постоянной смене настроения — то плачет, то улыбается
8 скачок: планирование и цели — 12 месяцев (51-55 неделя)
В это период малыш многое понимает и осознает. Он знает, что значит одеться, умыться, убрать, достать,положить и т.п.
Когда малышу говорят: «Пойдем помоем ручки» , он понимает, что нужно пойти в ванную, включить воду, т. е. Сделать ряд последовательных действий.
Признаки кризиса:
- Висит на родителе, цепляется .
- Ревнует: плачет, ревнует, если мама смотрит на кого-то еще
- Плохо кушает;
- Смена настроения: минуту назад плакал, а теперь улыбается;
- Стесняется окружающих;
- Не слушается;
- Хочет, чтобы его постоянно развлекали.
9 скачок: абстракции и принципы — 14 месяцев (60-64 неделя)
На этом этапе жизни малыш взрослеет . Меняется мышление.
Теперь его действия не абстрактные, а более конкретные. Ребенок учится строить планы, действует по системе. Думает над действиями.
Он очень занят в этот период и, конечно, это отражается на его поведении
Признаки кризиса:
- Висит на родителе, цепляется;
- хулиганит, не слушается
- плохо кушает;
- постоянно меняется настроение
- не хочет одеваться
- стесняется окружающих;
10 скачок: системы и управление — 18 месяцев (71-75 неделя)
На этом этапе ребенок осознает, что он уникальный, не похож на других детей. У него иной дом, иное окружение — то есть мир вокруг него сложный и разнообразный.
Малыш узнает все больше и больше. Это его очень пугает и удивляет одновременно.
Как только он во всем разберется, капризы уйдут
В кризисный период ребенок:
- просится на руки, висит на маме
- плачет , ноет, капризничает
- ревнует маму;
- может быть ласковым или наоборот хулиганом;
- плохо кушает;
- настроение резко скачет;
- скромничает ;
- хочет, чтобы его развлекали.
Что делать маме и папе?
В эти кризисные периоды малышу нужны родительская забота и внимание.
Чаще ласкайте малыша, обнимайте, целуйте, разговаривайте с ним.
Во время прогулок рассказывайте малышу обо всем,что видите вокруг. Сейчас он все впитывает как губка.
Старайтесь больше играть с ребенком. Все должно быть игрой или увлекательной историей— прогулка, прием пищи, чистка зубов.
В то же время придерживайтесь распорядка дня. Особое внимание уделите дневному сну. Малыш тратит много энергии, а сон поможет ему восстановить силы.
Наберитесь терпения, ведь каждый каприз вашего ребенка — это новый навык , новое достижение, новое умение