Артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика

Красивая и поставленная речь ребёнка гордость родителей. Но иногда приходится прикладывать усилия, чтобы добиться от малышей чёткого и понятного произношения звуков. Лучший инструмент для достижения такой цели артикуляционная гимнастика.

Упражнения – залог развития

Под артикуляционной гимнастикой понимают комплекс специально разработанных упражнений, укрепляющих детский речевой аппарат. Тренируются мышцы языка, щёк, губ, нижней челюсти, ребёнок учится грамотно и выразительно выговаривать слова, совершенствуется дикция.

Развивающая гимнастика для детей помогает крохе чётко запомнить, в каком положении должны находится губы и язык при произношении звуков. Со временем процесс становится автоматическим.

Самому занятию по развитию речи предшествует артикуляционная разминка. Выделяют 2 вида упражнений — статические и динамические. В первом случае ребёнок приучается неподвижно удерживать в правильном состоянии губы, язык, щёки. Так артикуляционный аппарат укрепляется.

При динамических упражнениях совершенствуются гибкость и подвижность органов речи, чтобы малыш учился членораздельно и бегло говорить. В данном случае подбирается конкретное положение как для губ, так и для языка, выполняются задания многократно.

Предназначение разминки

Если у ребёнка имеются проблемы с речью, то выполнение артикуляционной гимнастики ему необходимо. Полезны упражнения и для детей, не имеющих проблем с дикцией. С их помощью проводится профилактика отклонений в речевом развитии.

Когда у малыша плохо поставлены звуки, родители сталкиваются с необходимостью безотлагательно обратиться к логопеду. Профессионал определит степень проблемы и подберет необходимое решение:

  • научит правильно держать губы, щёки и язык для определенного звука;

  • поможет повысить тонус мышц, отвечающих за речь.

Папа и мама могут самостоятельно обучать сына или дочь верному произношению, четко соблюдая рекомендации специалиста. Важно выполнять артикуляционные упражнения, соответствующие возрасту малыша, его возможностям.

Помогут ребенку и логопеды, работающие в детском саду. На своих занятиях они занимаются исправлением неправильно поставленных звуков, совершенствуют артикуляцию. Совместные усилия родителей и специалистов за непродолжительное время помогают улучшить речь крохи.

Правила работы с артикуляционным аппаратом

Для проведения гимнастики необходимо придерживаться определённых правил:

  1. На плечи родителей ложится задача контроля выполнения малышом упражнений в медленном темпе и плавными движениями.

  2. Заниматься нужно в сидячем положении, смотреть на собственное отражение в зеркале.

  3. Выполняя статические упражнения для языка, необходимо удерживать заданное положение до 2-3 секунд на первом занятии, далее доводить до 15 секунд.

  4. Принцип отбора упражнений — от простого к сложному.

  5. Следует придерживаться возрастных требований: в 34 года малыш осваивает упражнения для мышц языка; к 5 годам выполнение гимнастики доведено до уровня «четко и плавно»; к 7 годам дети без проблем справляются с выполнением статических упражнений в привычном темпе.

  6. Сделать занятия позитивными помогают музыкальное сопровождение и игровая форма проведения.

  7. Взрослый должен следить за ребёнком во время гимнастики. Увидев усталость малыша, необходимо сделать передышку.

  8. Похвала во время занятий неотъемлемое условие хорошей тренировки. Подбадривать кроху нужно и в том случае, если он не сразу справляется с выполнением задания.

Гимнастика требует подготовки

При работе с артикуляционным аппаратом задействованы губы, язык, щёки и нижняя челюсть. Для достижения правильной дикции необходимо планомерно развивать каждый из названных органов. Для некоторых звуков важна работа нёба и мышц шеи.

Упражнения должны выполняться на регулярной основе. Оптимальный вариант дважды в день. Продолжительность занятий 10 минут. Необходимое количество повторений 7 раз.

Прежде чем обучить малыша новому упражнению, необходимо закрепить старое. При этом кроха должен справиться с ним самостоятельно.

Гимнастика предусматривает работу с каждым органом артикуляции. Начинать грамотно с комплекса упражнений, включающего не более 5 заданий. Добившись лёгкого и безошибочного выполнения, можно добавлять новое задание.

Артикуляционная разминка для губ и языка

Перечисленные органы речи выполняют первостепенную роль в работе над правильным детским произношением. Подвижность, гибкость языка и губ влияют на способность удерживать артикуляционный аппарат в требуемом положении, правильно говорить.

Комплекс для укрепления губных мышц

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко растянуть губы, но при этом не показывать зубы. Удерживать такое положение 8 секунд.

  1. Упражнение «Заборчик»

Губы широко растянуты, а зубной ряд обнажён. Верхняя челюсть установлена прямо над нижней. Счет идет до 8 секунд.

  1. Упражнение «Трубочка»

Губы вытянуть вперед, подождать 8 секунд. Расслабить рот.

  1. Упражнение «Бублик»

Образовать губами круг, потянуться ими вперед. Резцы верхнего и нижнего зубных рядов должны просматриваться. Задержаться в подобном положении на 8 секунд.

  1. Упражнение «Буря»

Потребуются стан воды и тонкая трубочка. Сильно дуть в соломинку, поднимая шторм на поверхности. Отсчет до 7 секунд.

  1. Упражнение «Художник»

Карандаш зажать губами и нарисовать в воздухе любую фигуру.

  1. Упражнение «Хомяк»

Потребуется сомкнуть зубы, затем приподнять верхнюю губу, чтобы показались резцы. Счет да 8 секунд.

  1. Упражнение «Старушка»

Открыть рот, зубами накрыть губы. Попеременно открывать-закрывать рот. В конце улыбнуться.

  1. Упражнение «Щетка»

Прикусить нижнюю губу верхними зубами, а затем наоборот. До 8 повторений.

  1. Упражнение «Недовольная лошадь»

Сомкнуть губы, вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. При этом ощутить вибрацию губ и услышать характерное для лошади фырканье. Счет до 5 секунд.

Зарядка для языковых мышц

  1. Упражнение «Чашечка»

Рот широко раскрыт, язык далеко высунут и загнут к зубам, но не касается их. Держать позицию 8 секунд.

  1. Упражнение «Лопата»

Язык высунут изо рта и расслаблен, лежит на губе. Счет до 8 секунд.

  1. Упражнение «Жало»

Язык резким движением выбрасывается вперед. Сделать 7 повторений.

  1. Упражнение «Маятник»

Высунуть язык изо рта, напрячь, водить им вправо и влево. Сделать по 7 повторений в каждую сторону.

  1. Упражнение «Чистим зубы»

Рот закрыт. Язык сначала чистит верхний зубной ряд, затем нижний. Выполнить 7 повторений.

  1. Упражнение «Лопата»

Рот открыть и вытянуть широкий язык. Удерживать позицию 8 секунд.

  1. Упражнение «Наказание»

Рот приоткрыт, язык расслаблен, лежит на губе. Верхняя губа похлопывает нижнюю, выговариваются слоги “пя-пя”.

  1. Упражнение «Вращение»

Рот открыт. Язык вращается в разные стороны между зубами и губами. Выполнить до 8 повторений.

  1. Упражнение «Грибок»

Язык находится на верхнем нёбе, рот прикрыт. Необходимо 8 раз открыть рот, не меняя при этом положения языка.

  1. Упражнение «Часики»

Рот приоткрыт, губы улыбаются. Нужно водить языком в разные стороны, касаясь уголка губ.

  1. Упражнение «Уборка»

Рот открыт. Язык находится на верхнем нёбе. Следует водить им вправо-влево, как бы производя очистку. Выполнять 8 секунд.

  1. Упражнение «Тянучка»

Рот открыт. Язык тянется в разные стороны. Повторить 7 раз.

  1. Упражнение «Подлиза»

Поочередно облизывается языком сначала верхняя, потом нижняя губа. Выполнить 7 раз.

  1. Упражнение «Жвачка»

Рот открыт, широкий язык лежит между губ. Необходимо его жевать, произнося слоги «бя-бя».

  1. Упражнение «Вперемешку»

Рот приоткрыт. Язык появляется то в виде лопатки, то в виде жала. Выполнить 8 раз.

  1. Упражнение «Гармошка»

Язык упирается в верхние зубы. 8 раз нужно открыть, а потом закрыть рот.

Разминка для мышц щек

  1. Упражнение «Хлопок»

Вдохнуть, втянуть щеки, а затем открыть рот. Получится звук, напоминающий хлопок. Повторить 7 раз.

  1. Упражнение «Сытый хомячок»

Набрать в рот воздуха, надуть щеки и застыть в такой позиции на 7 секунд. Можно попробовать другой вариант – надувать сначала одну щеку, а затем другую.

  1. Упражнение «Лопнувший мяч»

Надуть щеки, собрать пальцы в кулаки и тихонько ударить ими по щекам, чтобы воздух произвел характерный звук. Повторить 7 раз.

  1. Упражнение «Кашель»

Открыть рот и сильно прокашляться.

  1. Упражнение «Мелкие глотки»

Взять полстакана воды и пить небольшими глотками.

  1. Упражнение «Воздушный шарик»

Набрать в рот воздуха и полминуты перегонять от левой щеки к правой, затем наоборот.

  1. Упражнение «Рыбка»

Втянуть щеки, а потом 7 раз сомкнуть и разомкнуть губы.

Гимнастика для нижней челюсти

Прежде чем начинать упражнения, следует вспомнить об осторожности: легко повредить сустав. Поэтому резкие движения не допустимы. Все упражнения выполняются не спеша:

  1. Упражнение «Кривляка»

Опустить голову, подтянув к груди нижнюю челюсть. Высунуть язык и потянутся им к подбородку. Повторить 7 раз.

  1. Упражнение «Препятствие»

Упереться кулаком в нижнюю челюсть, давить на нее вверх. При этом важно стараться открыть рот, борясь с сопротивлением. Продолжительность выполнения – 7 секунд.

  1. Упражнение «Обед»

Жевать то с открытым, то с закрытым ртом.

  1. Упражнение «Пение»

Выговаривать звуки “а”, “у”, “э”, “ы”, при этом полностью сконцентрироваться на челюстных движениях.

Работа с отдельными звуками

Еще раз важно напомнить, что частота выполнения упражнений напрямую влияет на положительный результат проводимой коррекции. Совместное сотрудничество логопеда и родителей ускоряет достижение поставленной цели. Пример мамы и папы, которые рядом с малышом стоят у зеркала и выполняют с ним гимнастику, делает занятия веселыми, вызывает у крохи желание присоединиться к родителям.

Постановка свистящих «с», «з», «ц»

  1. Упражнение «Блинчик»

Растянуть губы в улыбке, язык широкий и неподвижный, его края достают уголки рта. Верхний зубной ряд хорошо просматривается. Держать 8 секунд.

  1. Упражнение «Остуди блинчик»

Положение языка такое же, как в предыдущем задании. Только теперь ребенок выговаривает «ф», будто дует на блинчик, хотя щеки при этом не надуты. Время выполнения – 7 секунд.

  1. Упражнение «Горка»

Приоткрыть рот, языком упереться в нижний зубной ряд, а его краями достать коренные зубы сверху. Таким образом спинка языка будет напоминать горку. Позиция сохраняется 8 секунд. Далее легкое покусывание языка и скатывание по спинке зубами.

  1. Упражнение «Волшебная палочка»

Рот открывается, расплывшись в улыбке. Язык напряжен, упор в нижний зубной ряд. На спинку кладется спичка, челюсти смыкаются. Ребенок делает выдох и выговаривает длинный «с».

Комплекс для шипящих «ж», «ш», «ч», «щ»

  1. Упражнение «Варенье»

Ребенок должен открыть рот и держать нижнюю челюсть неподвижно. Достаточно представить картину, что губы испачканы вареньем. Широким языком сверху вниз (не в сторону!) необходимо облизать нижнюю губу.

  1. Упражнение «Приклей конфетку»

Рот приоткрыт, язык широкий, находится на нижней губе. На кончик языка малышу кладется ириска или мармеладка. ребенок должен попытаться приклеить конфету к верхнему нёбу.

  1. Упражнение «Маляр»

Попросить ребенка продемонстрировать зубы. Затем языком проводить по верхнему нёбу, будто окрашивая поверхность кисточкой, изображая маляра за работой.

Постановка сонорных «р», «л»

  1. Упражнение «Пароход»

Рот приоткрыт, ребенок выговаривает «ы», напоминая звук гудящего судна. Спинка языка при этом тянется к верхнему нёбу.

  1. Упражнение «Барабан»

Двигается только язык, остальные органы неподвижны. Рот открыт, на лице — улыбка. Малыш постукивает по зубам верхнего ряда языком и проговаривает «д». Сначала медленно, потом ускоряется. Упражнение сопровождается струёй воздуха, выходящей изо рта.

  1. Упражнение «Автомат»

Малыш улыбается, рот приоткрыт. Кончик языка напряжен, стучит по основанию верхних зубов, кроха произносит «т», постепенно ускоряя темп. Челюсть, губы не подвижны. При проговаривании звука выдыхается поток воздуха.

Гимнастика зависит от возраста

При подборе упражнений важно учитывать, сколько лет ребёнку. Предлагаемые для выполнения задания должны быть понятны крохе, легко выполнимы.

Разминка для 2-летних

Развитие артикуляции в данный возрастной период не должно занимать по времени более 7 минут. Задания подбираются несложные. Приветствуется чтение стихов, рассматривание картинок. Все это стимулирует малыша к выполнению упражнений.

Дети в 2 года отлично справляются с перечисленными выше упражнениями: «Буря», «Лошадка», «Варенье», «Сытый хомячок». Очень нравится техника «Воображуля», когда необходимо просто корчить рожицы перед зеркалом. Оптимальный вариант для выполнения – гримасничают одновременно родитель и ребенок.

Гимнастика для деток 34 лет

Данный возраст позволяет усложнить комплекс, но время на выполнение увеличивать не рекомендуется. Популярные упражнения: «Змейка», «Улыбка», «Блинчик», «Трубочка», «Чистим зубы». Одна из любимых техник у 3-4-летних детей – «Бегемотик». Необходимо как можно шире открыть рот и держать позицию до 15 секунд. Упражнение напоминает зевающего млекопитающего.

Комплекс для 57летних

Теперь можно увеличить время, затрачиваемое на выполнение упражнений, так как органы речи достаточно развиты. Подойдет уже используемый набор техник, который, при необходимости, можно дополнить предложенными логопедом упражнениями, корректирующими различные нарушения.

В ход идут различные предметы и средства. Дизартрические проблемы, например, исправляют с помощью техники «Вкусное варенье», только облизывают не пустые губы, а реально обмазанные сладостью.

Дальше еще интереснее. Ребенку предлагается сложить губки дудочкой и, как трубочкой, пытаться втянуть в себя 1 штучку спагетти.

Получается смешно, когда малыш изображает усача, используя для этого сладкую или соленую соломку, размещенную на приподнятой верхней губе.

При выполнении упражнения «Чашечка» внутрь языка помещается мармеладка или конфетка. Любят дети и задание на баланс. Малыш высовывает язык вперед, на нём располагается съедобная соломинка. Кроха изо всех сил старается не уронить ее, напоминая циркового эквилибриста.

Великолепно срабатывает применение во время гимнастики иллюстраций. Упражнения ребята научились выполнять осознанно, но проведение занятий в игровой форме помогает эффективнее их мотивировать.

Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гимнастики не только развивает органы речи, но и само произношение делает выразительным и красивым. Непродолжительные по времени занятия помогают малышу не испытывать проблем в общении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector