Графический диктант по клеточкам — это умственная игра, развивающая мышление ребенка.
По сути это обычное рисование по клеточкам. Слушая учителя или маму, ребенок рисует карандашом линии по определенному маршруту.
Содержание
Как и почему нужно рисовать по клеточкам
Графические диктанты используются в различных методиках, но польза их до сих пор не оценена по достоинству. На самом деле, это одно из самых полезных упражнений на внимание не только для детей, но и для подростков.
Чем полезна методика
Методика позволяет сформировать усидчивость, внимательность и самоконтроль у ребенка. Кажется все просто, но на самом деле такое рисование требует полной концентрации внимания.
Методика так же помогает выработать такие навыки, как :
- умение рисовать вертикальные, горизонтальные, косые линии.
- умение доводить работу до конца
- умение считать
- пространственное и абстрактное мышление
- мелкая моторика
Дошкольникам методика помогает подготовиться к школе — подготовить руку к письму, освоить счет, письмо, научиться ориентироваться на листе бумаги, освоить восприятие речи на слух.
Одно из основных достоинств графического диктанта — не требует много времени. Ребенок быстро получает подкрепление своих стараний готовым рисунком. Это подстегивает интерес дошкольника, ведь тут еще присутствует элемент сюрприза — малыш не знает, что будет изображено.
Особенности проведения занятий
Графические диктанты удобны тем, что для их проведения достаточно иметь карандаш, ластик и тетрадь в клетку.
Занятия удобно проводить за столом. Но так же можно и заниматься в дороге и в очереди в поликлинике.
Возраст, с которого можно начинать заниматься
Заниматься можно начинать с 4х лет. Наиболее интересны такие диктанты малышам в возрасте 6-9 лет.
Советы по выполнению задания
Начиная выполнять задание всегда идите от простого к сложному. Сначала начните работать в тетрадях с крупной клеткой. Первоначально предложите ребенку простые рисунки с линиями вверх , вниз, вправо, влево. Так же линии пусть пока будут короткие, рука малыша может быть не готова к прорисовыванию длинных линий, либо разрешите пользоваться линейкой на первых порах.
Рисуйте карандашом. Обязательно используйте ластик.
Затем усложните задачу: добавьте линии по диагонали и более сложные фигуры. Чем сложнее фигура, тем продолжительнее диктант.
Обязательно учитывайте возраст ребенка, а так же его темперамент и темп развития.
Заниматься графическими диктантами с малышами 4-5 лет можно пару раз в неделю по 10-15 минут.
С детьми 6-7 лет продолжительность занятия можно увеличить до 30 минут.
Чтобы диктанты приносили максимальную пользу, готовили малыша к школе и не ухудшали здоровье обязательно следите за осанкой ребенка, освещением рабочего места. Через каждый 3-4 минуты проводите гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику или обычную физкультминутку.
Этапы проведения графического диктанта
- Дайте ребенку лист бумаги в клетку и карандаш. У себя держите готовый вариант рисунка или инструкцию.
- Поставьте на бумаге точку и объясните, что это начало фигуры.
- Если вы только начинаете работать с графическими диктантами, нарисуйте на бумаге стрелочки, указывающие направления сторон. Ребенку будет проще ориентироваться.
- Покажите как рисовать линии. Объясните , что 1 шаг — это одна клетка.
- Объясните ребенку, что от него требуется — краткий инструктаж.Инструктаж: «Сейчас мы с тобой будем рисовать фигуру по клеточкам. Что это за фигура, я тебе не скажу — это будет сюрприз. Чтобы все получилось, нужно слушать внимательно, быть аккуратным и рисовать линии как я скажу».
Вне зависимости от того, как ребенок выполнил задание — самостоятельно или под диктовку, обязательно обсудите с ним результат. Что понравилось, какие были трудности, есть ли ошибки.
Не забывайте хвалить ребенка и радоваться его достижениям.
Способы выполнения графических диктантов
- Под диктовку — ребенок на слух воспринимает цифру и направление стрелки
- Перерисовывание — ребенок перерисовывает картинку по образцу
- Цифры со стрелками -ребенку дают только цифры со стрелками и ставят точку. Дальше дошкольник должен самостоятельно выполнить задание за определенное время.
- Дорисовка второй части фигуры.
Во всех этих способах единая основа — рисование линий по клеточкам. Однако задания отличаются и развивают различные навыки. Чтобы поддержать интерес ребенка, варианты заданий можно чередовать.
Задания по уровням сложности
- 1 уровень сложности — для детей 5-6 лет. Крупная клетка
Начинать писать графические диктанты лучше с первого уровня сложности. Здесь собраны самые простые картинки с движением стрелок только вправо, влево, вверх, вниз.
- 2 уровень сложности — для детей 5-6 лет. Крупная клетка
Когда ребенок освоил основные принципы написания графического диктанта, задания усложняются. Картинки становятся посложнее, да и поинтереснее. Увеличивается продолжительность диктанта. Но суть остается та же, что и в первом уровне сложности: крупная клетка, направления только вправо, влево, вверх, вниз.
- 3 уровень сложности — для детей 6-7 лет. Мелкая клетка
В этом возрасте мелкая моторика и координация ребенка уже хорошо развиты, чтобы работать с более сложными рисунками. Работа требует больше внимания, сосредоточенности, но и результат становится интереснее. В этих заданиях используется мелкая клетка и появляются диагональные направления.
- 4 уровень сложности — для детей 6-7 лет. Мелкая клетка
Здесь собраны самые сложные рисунки для малышей данного возраста. В рисунках много мелких элементов. Задания выполняются на мелкой клетке и используются все направления.
- Задания для дорисовки
Как говорилось ранее, есть разные способы выполнения графических диктантов. Один из них — дорисовка. Когда ребенок освоил рисование под диктовку, он может рисовать по клеточкам самостоятельно.
Предложите ребенку симметрично дорисовать рисунок. Сначала покажите ему, что такое симметрия. Для этого приложите к рисунку небольшое зеркало и покажите, как будет выглядеть законченный рисунок. Так ребенку будет понятно, что от него требуется.
Симметричная дорисовка развивает в ребенке пространственную ориентацию и мышление.
Ниже представлены рисунке разные по уровню сложности.
- Задания для срисовки
Срисовка, или рисование по образу, развивает в ребенке внимательность, зрительное восприятие и усидчивость. Дошкольнику нужно посмотреть на шаблон рисунка и перечертить его к себе в тетрадь. При этом нужно следить направлением и длиной линии.
Для старших школьников диктант можно усложнить — представив его в виде игры «Морской бой». В данном случае задание будет выглядеть так: «А2-Б4; С6-Ж8 и т.п.»
Усложнять рисунки и задания можно бесконечно. Законченные картинки можно раскрашивать цветными карандашами или фломастерами. Так ребенок включит свою фантазию.
Правда это уже совсем другие диктанты, с использованием цветных карандашей, в результате которых получаются настоящие картины