Когда малыш начинает произносить слова, многие родители сталкиваются с проблемой, как научить своего ребенка говорить букву «Ш». Постановка данного звука полностью заканчивается в возрасте 3 лет, у некоторых лишь к 5 годам. Если имеется патология в строении речевого аппарата, то не обойтись без помощи логопеда и специальных упражнений.
Содержание
«Ш» в норме
Дети в 3—4 года часто не выговаривают «Ш». Это одно из самых часто встречающихся нарушений у ребят дошкольного возраста. Однако не всегда такая проблема говорит о серьезном расстройстве речи. Чтобы установить точный диагноз, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Специалист не только определит, что является причиной неправильного произношения звука, но и даст советы, как корректировать подобное нарушение.
Освоение артикуляции «Ш» помогает постановке других шипящих звуков. Чтобы правильно произнести «Ш», необходимо слегка выдвинуть вперед губы (наподобие трубы), а языку придать форму чашечки. Бока его следует плотно прижать к зубам, а кончик потянуть к верхнему небу, но не касаться его. Выдыхаемый воздух будет идти посередине, голосовые связки разомкнутся.
Возможные проблемы
С постановкой звука «Ш» не нужно спешить. Первые артикуляционные проблемы нельзя сразу отнести к патологии. Это нормальное для многих детей явление. Главное — вовремя скорректировать нарушение.
Причиной, мешающей проговаривать шипящий, может стать особенность физиологии ребёнка: строение языка, наличие прикуса, болезни ротовой полости. Не исключение ошибки родителей, которые длительное время позволяют малышу сосать пустышку, сюсюкаются с сыном или дочерью, а дети в своей речи подражают родительской манере.
Однако иногда искаженное выговаривание звука «ш» действительно сигнализирует о проблемах в детской речи.
Причины нарушения артикуляции
Можно назвать 4 основные причины, ведущие к неправильному произношению звука «ш»:
- Нарушенное дыхание. Проявляется в тот момент, когда ребёнок во время разговора не просто тихо произносит слова, но и не договаривает фразу до конца, делает частые перерывы. Ему как будто не хватает набранного в лёгкие воздуха, чтобы завершить начатое предложение. Правильно подобранные упражнения, гимнастика помогут избавиться от данной проблемы в течение 30 дней.
- Патологическое строение уздечки. Она может быть настолько короткой, что не позволяет детям поднять язык, высунуть на достаточную длину. Впоследствии малыши сталкиваются с неправильным прикусом, так как испытывали проблемы при сосании пустышки. В данном случае уздечку сначала подрезает хирург, а затем за исправление произношения берётся логопед.
- Дефект слуха. Малыш не различает близкие звучанием слова, сам произносит их ошибочно. Позже дети сталкиваются с трудностями при изучении школьной программы, им тяжело читать и писать. Впоследствии у ребят диагностируют дислексию (сложности прочтения текста и написания под диктовку).
Родителям нужно быть настороже, если после 4 лет сын или дочь по-прежнему продолжают произносить некоторые звуки неправильно. В этот момент нужно, не откладывая, обратиться к логопеду.
-
Слабость органов полости рта или дефект в их строении. При данной проблеме артикуляция звуков нарушается. На помощь придут упражнения, направленные на развитие и укрепление мышц лица и языка.
Постановка шипящего звука
Неправильное произношение напрямую связано с нарушением артикуляции, неверным положением губ, языка. Чтобы научить малыша, как правильно выговаривать букву «Ш», нужно посетить консультацию логопеда и получить рекомендации для занятий в домашних условиях. Важно четко следовать инструкциям, регулярно выполнять специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Такой комплекс упражнений — первоочередное дело для преодоления неправильного произношения. Гимнастика в короткий срок и без особых усилий вернёт мышцам, задействованным в работе речевого аппарата, тонус. Начинать нужно с несложных заданий:
-
Упражнение «Окошко»
Ребёнок по очереди открывает рот, а затем закрывает.
-
Упражнение «Блинчик»
Необходимо попросить малыша улыбнуться, приоткрыть ротик и высунуть широкий язык на нижнюю губу.
-
Упражнение «Дудочка»
Малыш должен сомкнуть зубы и в напряжении потянуться вперёд губами, не раскрывая рта.
-
Упражнение «Маятник»
После того как малыш улыбнулся, он высовывает кончик языка и начинает водить им в разные уголки рта, напоминая движения маятника.
Освоив подобные упражнения, можно переходить к более сложным:
-
«Конфетка»
Нужно попросить ребёнка выполнить упражнение «Блинчик», уложив язык на нижнюю губу. Затем опустить на него кусочек зефира и попросить сына или дочь спрятать сладость во рту, прижав к небу за верхним рядом зубов. Все действия выполняются не спеша.
-
«Желобок»
Это упражнение в первую очередь помогает поставить звук «Ш». Сначала малыш кладёт язык на нижнюю губу, как в задании «Блинчик». Потом его края прижимает к уголкам рта, сужая внутреннюю часть языка, образуя желобок.
Артикуляционная гимнастика длится около 5 минут. Таким образом язык подготавливается к дальнейшей серьезной работе.
Работа с другими звуками
Добиться положительного результата при постановке звука «Ш» можно, используя другие согласные и гласные:
-
С помощью звука «С». К такому способу стоит прибегнуть, если у малыша нет проблем со строением речевого аппарата. Малыш поднимает язык к небу и медленно произносит звук «С». Продолжая произношение, выпускает струю воздуха. В результате получается шипящий «Ш».
-
С помощью звука «Т». Такой метод применяют при наличии у малыша межзубного сигматизма. Ребёнок дотрагивается кончиком языка до верхнего ряда зубов. Затем медленно проговаривает «Т», постепенно удлиняя поток воздуха. В этот момент язык не должен дотрагиваться до зубов. При таком положении на выдохе формируется звук «Ш».
-
С помощью звука «Р». Ребёнок и взрослый встают перед зеркалом. Малыш повторяет движения логопеда или родителя. Звук «Р» необходимо произносить едва слышно, шёпотом. Поток воздуха при этом постепенно будет ослабевать, вибрация прекратится, появится шипение. В результате сформируется звук «Ш».
-
С помощью гласных звуков. Этот способ применим, когда не получается поставить «Ш» от согласных. В домашних условиях подобная работа невозможна, потому что требует специального инструмента. Когда мальчик или девочка произносят «А, О, Ы», профессионал подтягивает к небу язык малыша с помощью логопедического зонда.
Дыхание
После выполнения упражнений артикуляционной гимнастики хорошо использовать дыхательную:
-
Упражнение «Бабочка». Достаточно вырезать из цветной бумаги или картона насекомых и усадить их на такие же искусственные цветочки. Задача ребёнка — струёй воздуха сдуть бабочку с растения. Воздух должен выходить через сложенные трубочкой губы. Взрослый может придерживать руками щёки малыша, чтобы он их не раздувал.
-
Упражнение «Футбол». Способ дыхания используется такой же, только несовершеннолетнему требуется с помощью воздуха забивать голы в ворота, применяя горизонтальную поверхность и шарик из ваты.
Мимика
Чтобы тонизировать мышцы лица, подготовить их к участию в постановке звуков, используется мимическая гимнастика. Рекомендуется во время выполнения рассказывать стихи или истории. Так малышу будет более увлекательно заниматься, начнет тренироваться его память.
Можно предложить следующий комплекс мимической гимнастики:
-
корчить рожицы;
-
поочерёдно надувать щёки;
-
сдвигать брови, создавая сердитое выражение на лице;
-
поднимать брови, изображая удивление;
-
периодически моргать, медленно открывать и закрывать глаза;
-
двигать губами в правую, а потом в левую сторону.
Каждый вид упражнений нужно повторять 4—5 раз.
Механический метод
В данном случае в ход идет логопедический зонд. Такой способ требует усложнения, перехода от первоначального обычного шипения к проговариванию шипящих слогов, а потом и целых слов:
-
Малыш высоко поднимает язык, выговаривает звук «с». Губы растянуты в улыбке, зубные ряды не сомкнуты.
-
Логопед помещает зонд в рот, с его помощью давит на кончик языка, продвигает вглубь, формирует шипение.
-
Ребенок крепко сжимает устройство зубами, не переставая произносить шипящий звук.
-
Взрослый сжимает пальцами уголки рта малыша, складывая детские губы в трубочку. В этот момент на выходе слышен чёткий звук «ш».
Автоматизация «Ш» через игру
Процесс автоматизации проходит в 4 этапа:
-
постановка звука;
-
закрепление в слогах;
-
произношение в словах и предложениях;
-
закрепление в скороговорках и стихах.
Использование игровой формы помогает сохранять интерес к занятиям, эффективнее добиваться нужного результата. Среди увлекательных заданий для автоматизации звука «Ш» можно назвать следующие 3 варианта:
-
Предложить малышу прочитать сказку, в которой встречается много слов, содержащих нужный звук.
-
Нарисовать на листе бумаги лабиринт, который необходимо преодолеть, чтобы змейка смогла добраться до дома. Ребенку нужно провести пальцем от начала до конца, при этом весь путь движения сопровождать шипением.
-
Специалист показывает малышу слоги и слова, содержащие звук «Ш», и просит его произносить их вслух, постепенно увеличивая скорость чтения. Упражнение можно ассоциировать с «Кошками-мышками». Чем быстрее ребенок выполнит задание, тем успешнее мышка ускользнет от кошки.
-
Слоги, слова, фразы
Автоматизация звука «Ш» в слогах происходит следующим образом:
-
в первую очередь произносятся слоги, начинающиеся с данного звука: ша, шу, шы;
-
затем идёт работа со слогами, где первый звук гласный, а последний – «ш»: аш, уш, ош;
-
в конце отрабатывается произношение слогов, включающих в себя несколько согласных, один из которых шипящий: што, шух, шах.
Работа со словами и предложениями проходит так:
-
сначала произносятся слова, имеющие звук «ш» первым, последним или располагающимся в середине: шум, ваш, каша;
-
затем ребёнок произносит фразы, включающие в себя различные комбинации содержания звука «ш» в словах: наш душ; шипы шиповника; шумел камыш.
-
Загадки, стихи, скороговорки
Прекрасно работают для автоматизации звука загадки на различную тематику, короткие стихотворения, мудрые пословицы и скороговорки. Взрослым важно во время занятий следить за правильным выговариванием «Ш», исправлять ошибки. Переучить малыша впоследствии будет гораздо сложнее, чем научить произносить шипящий правильно сразу.
Пример стихотворения:
Антоша любит кушать кашу,
Антоша говорит Наташе:
«Кушать кашу все должны,
Детям каши очень важны».
Любимые скороговорки, которые не каждый взрослый выговорит:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Широкие шины шикарной машины бесшумно шуршат по шоссе.
Игры, способствующие закреплению звука «Ш»
Главное условие для правильной постановки звука — регулярные упражнения, которые можно проводить как в присутствии логопеда, так и дома самостоятельно.
Разнообразие занятий
Среди не только популярных, но и эффективных заданий, закрепляющих произношение звука «ш», нужно выделить 5 основных.
-
Упражнение «Маляр»
Очень увлекательное упражнение, которое помогает малышу управлять своим языком. Сначала необходимо слегка улыбнуться, губы расслабить и постараться зафиксировать неподвижно нижнюю челюсть. Теперь малыш должен представить себя маляром. Кончик языка — это кисть. С его помощью он будет разрисовывать верхнее небо, проводя понемногу от центра к зубам и обратно. Причём язык не должен выходить за пределы рта. Очень важно в данном случае следить за неподвижностью челюсти и правильным положением губ.
-
Упражнение «Лопатка»
Такой вид упражнения придуман для расслабления языка. Выполнение снова начинается с широкой улыбки. Затем малыш вытягивает язык вперёд и спокойно опускает на нижнюю губу. Его стенки должны касаться уголков рта. Необходимо зафиксировать такое положение на несколько секунд.
-
Упражнение «Пирожок»
Это задание укрепляет мышцы языка и увеличивает подвижность его стенок. Рот малыша широко открыт, ребёнок улыбается, язык находится на нижней губе. Теперь необходимо приподнять его стенки, формируя своеобразно впадину. При этом губы напрягать нельзя. Нужно постараться удержать такое положение около 10 секунд.
-
Упражнение «Качели»
Данный вид упражнения помогает улучшить подвижность языка. Малыш широко улыбается, язык лежит на нижней губе. Сначала ребёнок тянется им к потолку, затем к полу. Потом дотрагивается до верхней губы, далее — до нижней. Позже малыш пытается разместить язык между верхними губой и зубами, а также проделать то же самое снизу. Дальше кончиком дотрагивается вверху и внизу до резцов. В завершение язык касается альвеол за верхним и нижним зубными рядами.
-
Упражнение «Шажки через зубки»
Прекрасно развивает навык управления собственным языком. Ребенок широко улыбается, рот раскрыт. Кончиком языка малыш дотрагивается сначала до зубов нижнего ряда, затем до нижней губы.
Логопед не решит всех проблем
Когда родители сталкиваются с проблемой, что сын или дочь не могут говорить понятно и связно, они начинают бить тревогу и обращаются за помощью к логопеду. В этот момент специалист обращает внимание на 2 показателя:
-
насколько готов к использованию речевой аппарат,
-
соответствует ли психическое развитие возрасту ребенка.
Если хотя бы в одном из факторов есть отклонения от нормы, то без помощи профессионала при формировании речи у несовершеннолетнего обойтись не получится. Чтобы поспособствовать скорому и правильному развитию, родители не должны оставаться в стороне, а взять на себя определённые обязательства:
-
разговаривать с ребёнком грамотно, чётко, без сюсюканья, коверканья слов;
-
не жалеть времени на разъяснение своих действий;
-
учить малыша обобщать, выстраивать логические цепочки;
-
манипулировать предметами на глазах у ребенка, а затем просить его не только повторить увиденное, но и проговорить алгоритм действий;
-
находить время для игры с малышом, совместного чтения.
Когда у сына или дочери не выявлены серьёзные проблемы недоразвития психики или речевого аппарата, то неправильное произношение шипящего звука можно исправить в домашних условиях. Достаточно выслушать консультации логопеда, приобрести набор специальных картинок. Помогут и видеоуроки, которые в большом количестве размещены на различных интернет-ресурсах.
Самое главное в достижении цели — терпеливость и внимательность со стороны ребёнка, а также дружелюбие, выдержка, настойчивость со стороны родителей. Любовь и желание помочь станут главными инструментами научения малыша красиво и правильно говорить.
Родителям следует помнить, что каждый звук ставится с помощью отдельного упражнения, а закрепляется через соединение его в слоги, слова и предложения. Тогда ребёнок видит взаимосвязь и учится мыслить.
Узелок на память! Прежде чем приступать к изучению иностранных языков, необходимо обучить малыша родному.
Мама и папа не должны зацикливать внимание детей на их речевых недостатках. Такой подход может сформировать у малыша низкую самооценку. Если у ребёнка не получается сразу произносить звук «Ш», не стоит отчаиваться. Надо приступить к коррекции данного недостатка.
В случае отсутствия серьёзных патологий, когда без помощи специалиста не обойтись, работать над формированием речи у ребенка можно дома. Важно выполнять специальные упражнения несколько раз в день, применять на занятиях логопедические игры.
Хорошая статья с примерами упражнений. Нашла статью про постановку звука Р здесь же. Напишите еще статью про постановку звука Л